«Чтим прошлое, живём настоящим, стремимся в будущее».
«Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего», что является основой духовной культуры всего общества. Как отметил Д. С. Лихачёв: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.? А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. В этом большую помощь может оказать музей. Именно у музеев есть все условия для приобщения подрастающего поколения к познанию прошлого родного края, чтобы они научились понимать и любить настоящее, думать о будущем.
В рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы состоялся районный фестиваль музеев образовательных учреждений «Без прошлого нет будущего», организованный Домом детского творчества. Ежегодно участниками данного фестиваля становятся активисты школьных музеев. В этом году тема фестиваля была посвящена Великой Отечественной войне. Программа включала в себя конкурс экскурсоводов по теме «пусть поколение помнит…», визитку – представление команды «Мы – активисты музея», деловую игру «Документация и экспозиционная работа в школьном музее». Юные экскурсоводы, используя материалы школьных музеев, провели экскурсию. Они рассказали о наиболее ценном экспонате, предоставленном в экспозиции по теме «Пусть поколение помнит…». Чтобы заинтересовать зрителя рассказом экскурсоводам пригодились ораторское мастерство, литературность и образность речи, а так же умение выделить и преподнести уникальные особенности экспоната, как несущего важную информацию о Великой Отечественной войне. Рассказы были посвящены участникам Сталинградской битвы, настоящей гильзе от противотанковой пушки времён Великой Отечественной войны, фронтовым треугольным письмам, знаменитым людям и ветеранам войны. Из представлений команд стало известно, что учащиеся принимают активное участие в оформлении музейных экспозиций, проводят исследовательские работы и разные мероприятия. Участники фестиваля также имели возможность не только показать свои знания, но и получать новые в деловой игре «Документация и экспозиционная работа в школьном музее». Деловая игра проводилась по станциям: «Музейные термины», «Музейная атрибутика», «Классификация музейных памятников», «Учетное обозначение предметов музея». На станции «Музейные термины» ребята искали определения к терминам, на другой станции рисовали эмблемы, флаги и придумывали девиз для своего школьного музея, на третьей станции по фотографиям определяли название музеев городов Ядрин и Чебоксары и к какой классификации они принадлежат. Без учета предметов ни одни музей не может работать. Учет в школьном музее должен преследовать таким целям, как обеспечение сохранности самого предмета и обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете. Эти знания пригодились на четвертой станции для составления акта приема предметов на хранение и инвентарной карточки. Для этого участникам фестиваля были предложены музейные экспонаты, представленные из Дома – музея народного артиста СССР Н.Д. Мордвинова (директор Иванова А.О.).
По итогам фестиваля в каждом конкурса выявились победители и призёры:
Номинация «Визитка «Мы – активисты музея»
1 место – команда МБОУ «Верхнеачакская СОШ», рук. Яжейкина Т.А.
2 место – команда МБОУ «Малокарачкинская ООШ», рук. Тобоева С.И.
2 место – команда МБОУ «Селоядринская СОШ», рук. Гармонистова Г.М.
3 место – команда МБОУ «Балдаевская СОШ», рук. Андреева Т.Н.
3 место – команда МБОУ «СОШ №3 г. Ядрин», рук. Киселёва В.И.
Номинация «Пусть поколение помнит…» – конкурс экскурсоводов »
1 место – Литов Павел, ученик 7б класса МБОУ «Гимназия №1 г. Ядрин», рук. Гаврилова В.И.
2 место – Самсонов Сергей, Матвеев Константин, учащиеся 9 класса МБОУ «Малокарачкинская ООШ», рук. Тобоева С.И.
Номинация «Музейные термины»
1 – 2 место – команда МБОУ «Большечурашевская СОШ», Софронов Р.Г.
1 – 2 место – команда МБОУ «СОШ №3 г. Ядрин», рук. Киселёва В.И.
3 место – команда МБОУ «Ювановская СОШ», рук. Николаева В.Н.
Номинация «Музейная атрибутика»
Лауреат – команда МБОУ «Малокарачкинская ООШ», рук. Тобоева С.И.
Лауреат - команда МБОУ «Верхнеачакская СОШ», рук. Яжейкина Т.А.
Номинация «Классификация музеев»
1 место - команда МБОУ «Селоядринская СОШ», рук. Гармонистова Г.М.
2 место - команда МБОУ «Верхнеачакская СОШ», рук. Яжейкина Т.А.
3 место – команда МБОУ «Балдаевская СОШ», рук. Андреева Т.Н.
Номинация «Учетное обозначение предметов музея»
1 место - команда МБОУ «Верхнеачакская СОШ», рук. Яжейкина Т.А.
2 место - команда МБОУ «СОШ №3 г. Ядрин», рук. Киселёва В.И.
3 место – команда МБО» «Чебаковская ООШ», рук. Никифорова З.Н.
По итогам всех конкурсов победитеями и призёрами районного фестиваля стали:
1 место - команда МБОУ «СОШ №3 г. Ядрин», рук. Киселёва В.И.
2 место - команда МБОУ «Верхнеачакская СОШ», рук. Яжейкина Т.А.
3 – 4 место - команда МБОУ «Большечурашевская СОШ», Софронов Р.Г.
3 – 4 место – команда МБОУ «Ювановская СОШ», рук. Николаева В.Н.
В работе фестиваля приняли участие директор Дома детского творчества Г.А. Иванова и директор Дома – музея народного артиста СССР Н.Д. Мордвинова А.О. Иванова. Подводя итоги фестиваля они отметили, что школьные музеи оказывают огромную роль в патриотическом и духовно-нравственном воспитании учащихся, что именно в музее осуществляется передача огромного исторического опыта молодому поколению.