Выступление Филимонова А.А., зам. главы районной администрации – начальника отдела образования и социальной политики на районной педагогической конференции 25 августа

«О создании правовых условий для обновления и развития системы образования в Ядринском районе» (Выступление Филимонова А.А., зам. главы районной администрации – нач. отдела образования и социальной политики на районной педагогической конференции 25 августа 2011 г.).

 

Уважаемые педагоги! Дорогие гости!

2011-2012 учебный год начинается в обстановке всенародного обсуждения проекта нового федерального закона «Об образовании». Основной идеей законопроекта является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

В результате принятия законопроекта будут созданы законодательные механизмы, обеспечивающие динамичное развитие системы образования, в том числе способствующие увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечению мобильности обучающихся за счет снятия излишних ведомственных барьеров и ограничений, апробации и использованию новых образовательных технологий, педагогических методик, внедрению новых моделей и субъектов экономической деятельности в сфере образования и другие.


Система образования района на начало 2011-2012 учебного года насчитывает 31 образовательное учреждение. В законопроекте расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность, поэтому в нашу лексику войдет термин «образовательная организация».  В районе функционируют 11 детских садов (3-в городе, 8- в сельской местности), в которых воспитываются 846 детей в 44 группах. При школах работают 14 групп кратковременного пребывания с охватом 259 детей. В 10 средних и 8 основных школах обучалось 3434 учащихся: в начальном звене- 1169, в среднем- 1710, старшем- 555. Подвоз 1076 учащихся в базовые школы был организован 21 школьным автобусом из 69 населенных пунктов. В районе функционируют 3 учреждения дополнительного образования.

Законопроектом также будут установлены новые права и обязанности субъектов системы образования, вытекающие из необходимости:

      отражения современных требований к образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны;
       создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование;

       повышения доступности образования и его качества;


Отделом образования и социальной политики проанализированы результаты государственной итоговой аттестации за прошлый учебный год.

Доля выпускников 11 классов, успешно сдавших ЕГЭ по обязательным предметам несколько снизилась и составила  99,26% (СОШ №3 – 2 ученика) ( для сравнения: 2009/10 учебный год – 100%; 2008/09 учебный год – 96,04%).

В то же время средний балл по  100-бальной школе по результатам ЕГЭ в 2010/11 учебном году улучшился и составил – 57,78, 2009/10 году - 57,07; 2008/09 – 57,64.

В разрезе предметов (средний балл по 100 балльной шкале):

Учебный предмет

2007/08

2008/09

2009/10

2010/2011

1.                   

Математика

51,7

49,7

51,65

53,65

2.                   

Русский язык

60,52

63,9

63,40

64,27

3.                   

История России

51,87

62,28

55,08

58,40

4.                   

Физика

50,73

54,4

51,52

54,60

5.                   

Обществознание

55,73

61,3

56,91

58,80

6.                   

Биология

55,22

56,9

60,07

53,69

7.                   

Химия

62,47

68,05

59,11

63,31

8.                   

География

44,55

54,9

54,83

55,52

9.                   

Информатика

55,25

57,8

60,57

50,83

10.                

Английский язык

59

73

48,29

68,86

11.                

Немецкий язык

-

58,6

59,4

62,00

12.                

Литература

-

67,7

65,5

67,78

13.                

Итого

53,69

57,64

57,07

57,78

 

В сравнении с прошлым годом повысился средний балл по математике на 2 балла; по русскому языку- на 0,87 баллов, истории России – на 3,32, физике – на 3,08, обществознанию – на 1,89, химии – на 4,2, географии –на  0,69, английскому языку – на 20,57, немецкому языку – на 2,6, литературе –на  2,28.

Наибольший средний балл по 100-балльной шкале в гимназии №1 (65,83), Большечурашевской СОШ (57,81).

Доля выпускников 11 классов, набравших от 80 и выше баллов - 26,57% (72 выпускника); прошлогодний показатель - 10,9% (29 выпускников). Наибольшее количество выпускников, набравшие от 80 и выше баллов в гимназии № 1 – 41 (2 выпускника по всем выбранным предметам набрали от 80 и выше баллов), СОШ № 3 г. Ядрина - 16 выпускников. 2010/2011 учебный год - 12,54% (34 медалей из них 16 золотых и 18 серебряных).

 Лучше прошли итоговую аттестацию выпускники 9 класса. Доля выпускников 9 классов, успешно сдавших ГИА по обязательным предметам: 2010/2011 учебный год - 100%, 2009/10 учебный год – 98,37%

Средний балл по 5-ти балльной шкале: 2010/2011 – 4,25, 2009/10 - 3,87; 2008/09 – 3,97; 2007/08 учебный год - 3,9. Доля выпускников 9 классов, сдавших экзамены на «4» и «5»: 2010/2011 – 86,49, 2009/2010 - 68,35.

Средний балл по 5-балльной шкале по результатам ГИА в 2010/2011 году составляет (среднерайонный показатель):

по русскому языку – 4,11 (прошлогодний показатель – 3,94) +0,17

по математике – 4,40 (прошлогодний показатель – 3,69) +0,71

по чувашскому языку – 4,32 (прошлогодний показатель – 3,92) +0,4.

Наилучшие результаты по математике показали учащиеся МОУ "Балдаевская СОШ", МОУ "Старотиньгешская СОШ", МОУ "СОШ №2" г. Ядрина, МОУ "Гимназия №1" г. Ядрина, МОУ "Засурская ООШ", МОУ "Малокарачкинская ООШ", МОУ "Ювановская СОШ". Наименьший средний балл показала МОУ "Хочашевская ООШ" (средний балл – 3,67).

Наибольший средний балл по русскому языку в МОУ "Малокарачкинская ООШ", МОУ "Гимназия №1" г. Ядрина, МОУ "Балдаевская СОШ", МОУ «Большечурашевская СОШ". Наименьший средний балл показала МОУ "Большесундырская ООШ" (средний балл - 3,63).

Наилучшие результаты по чувашскому языку показали учащиеся МОУ "Малокарачкинская ООШ", МОУ "Гимназия №1" г. Ядрина, МОУ "Балдаевская СОШ", МОУ "Ювановская СОШ", МОУ "Персирланская ООШ". Наименьший средний балл показала МОУ "Селоядринская СОШ" (средний балл – 4,00). Средний балл по русскому языку составил 32,89, по математике - 21,89, по чувашскому языку - 29,86.

Общие итоги успеваемости в переводных классах за прошлый учебный год выглядят следующим образом (в сравнении с предыдущими годами):

Учебные годы

Успевают %

«5»

«4-5»

«3»

«2»

качество знаний%

2005/06

99,1

7,0

37,8

54,2

0,9

44,8

2006/07

99,8

9,4

41,3

48,3

0,2

50,7

2007/08

99,6

11,3

42,3

46

0,4

53,6

2008/09

99,7

10,2

41,6

47,9

0,3

51,8

2009/10

99,8

9,7

42,6

47,9

0,2

52,2

2010/11

99,96

12,4

43,6

44,0

0,04

55,9

 

Качество знаний по итогам учебного года повысилось  в сравнении с прошлым годом на 3,7 %. Наиболее низкие показатели качества знаний в Советской СОШ – 43,1%, в Старотиньгешской СОШ – 43,4%, СОШ №2 – 47,3%.

Законопроектом устанавливается перечень прав обучающихся и воспитанников – право на обучение по индивидуальному плану, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, на участие в управление образовательной организацией и т.д., предоставляемых им социальных гарантий и общий порядок их реализации и защиты.

Под пристальным контролем со стороны отдела находится и социализация наших выпускников.

Распределение выпускников 9-х и 11-х классов по учреждениям профессионального образования и их трудоустройство

 

2006/07

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Всего выпускников 9кл.

502

455

429

435

ПУ

22,7%

17,6

18,6

14,02

ССУЗЫ

15%

17,4

14,2

23,21

Трудоустроены

0,6% (3 чел)

0,2%(1 чел)

0

0

В 10 класс

61,7%

64,8

67,1

62,53

 

 

2006/07

2007/08

2008/09

2009/2010

Всего выпускников 11 кл.

352

391

278

267

ПУ

6,4%

5,1

6,4

5,24

ССУЗЫ

17,1 %

27,9

26,9

14,61

Вузы

62,2%

65,2

63,7

72,66

В сравнении с прошлым годом уменьшился прием выпускников 9 классов в 10 класс на 4,57 %; увеличилась поступаемость выпускников 11-х классов в вузы на 8,96 %; 63,9% выпускников 11 классов поступили в вузы на бюджетной основе.

Анализ значений показателей, достигнутых по государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 и 9 классов, по итогам успеваемости за 2010/11 учебный год, по социализации выпускников показывают положительную динамику по большинству показателей.

Но в законопроекте есть и статья о возмещении ущерба, причиненного некачественным образованием. Впервые дается определение такого ущерба. Статья предусматривает конкретные правомочия обучающегося, которому причинен ущерб некачественным образованием. Таким образом, предлагаемые нормы создают правовую основу защиты граждан от недобросовестных образовательных организаций, индивидуальных педагогов вне зависимости от того, на какой основе ( за счет бюджета или платно) предоставляется образование.

На основе анализа показателей и критериев оценки деятельности образовательных учреждений нами разработан рейтинг школ и детских садов.

В пятерку лидеров по индексу качества образования вошли гимназия №1 г.Ядрин (0,690), СОШ №3 г.Ядрина (0,658), Верхнеачакская СОШ (0,653), Ювановская СОШ (0,616) и Балдаевская СОШ (0,585). Из основных школ - Хочашевская ООШ (0,553), Николаевская ООШ (0,517), Малокарачкинская ООШ (0,513).  В сравнении с Рейтингом-2010 сохранились позиции у гимназии №1, Ювановской СОШ.  Положительная динамика  рейтинга у  6 ОУ: СОШ №3 (с 3 позиции на 2),  СОШ №2 (с 11 на 7), Селоядринской  СОШ (с 10 на 8), Старотиньгешской СОШ (с 12 на 10), Персирланской  ООШ  (с 7 на 5 среди основных школ).. Понизила свои позиции в рейтинге Советская СОШ (с 8 на 11).

Наибольший индекс результативности среди средних школ у гимназии №1 (0,663), основных – Малокарачкинской ООШ (0,377).  Наименьший  из средних школ у Советской  СОШ (0,456).

По индексу условий в лидерах СОШ №3 г.Ядрин (0,7942),  среди основных школ – Николаевская ООШ (0,6989). Наименьшее значение из средних школ у   СОШ №2 г.Ядрин (0,5571), основных – Большесундырской ООШ ( 0,368).

Индекс эффективности наибольший у  гимназии №1 (0, 708), из основных школ – у Хочашевской ООШ и Малокарачкинской ООШ (0,584)).  Наименьший из средних школ – у  Старотиньгешской  СОШ (0,360); основных -  Чебаковской ООШ (0,349).

Уровень результатов ЕГЭ (3 индикатора):-  наиболее высокий уровень у гимназии №1, СОШ №3 и Ювановской СОШ. Наименьший у Советской СОШ.

Средний балл по 100-балльной шкале по результатам ЕГЭ - наибольший у гимназии №1 (0,6583), Большечурашевской СОШ (0,5781) и Старотиньгешской СОШ (0,5709). Доля выпускников, получивших от 80 до 100 баллов на ЕГЭ -  наибольшая у гимназии №1, Ювановской СОШ и СОШ №3 (0,46, 0,22, 0,21 соответственно).

Улучшилось в прошлом учебном году качество образования по результатам государственной итоговой аттестации в 9 –х классах.

Уровень результатов ГИА (3 индикатора):-  наиболее высокий уровень у гимназии №1, Николаевской ООШ, Балдаевской СОШ, Верхнеачакской СОШ и  Персирланской ООШ. Наименьший  - у СОШ №3.

Средний балл по 5-балльной шкале, все предметы, - наибольший у Николаевской ООШ (0,462). Гимназии №1 (0, 454), Балдаевской СОШ (0, 448). Наименьший – Хочашевская ООШ (0,395).

Доля выпускников 9 классов, получивших "4" и "5" на всех экзаменах – наибольшая у  Персирланской ООШ (0,967), гимназии №1 и Балдаевской СОШ (0,95) Николаевской ООШ (0,945). Наименьшая доля – СОШ №3 (0, 73).

 Призеров предметных олимпиад районного уровня имеют 17 ОУ из 18 (94%).  Доля призеров олимпиад районного уровня наиболее высокая в гимназии №1, СОШ №3 и Большечурашевской СОШ. Призеры олимпиад республиканского уровня  их 4-х ОУ: гимназии №1, СОШ №3, Большечурашевской СОШ и  Верхнеачакской СОШ.

Кроме того, учащиеся всех школ приняли участие в дистанционных конкурсах (3130 уч.). Всего 10 конкурсов. Доля призеров республиканского уровня от общего числа участников составляет 6,1%. Наибольшая доля призеров в гимназии №1, СОШ №3 и Большечурашевской СОШ.

Уровень индивидуальных достижений учителя наиболее высокий у Балдаевской СОШ, Ювановской СОШ, Большечурашевской СОШ, Верхнеачакской СОШ.

Уровень инновационной деятельности: наиболее высокий уровень у гимназии №1, СОШ №3 и Хочашевской ООШ. Отсутствие – у Николаевской СОШ и Большесундырской ООШ.

Уровень кадрового обеспечения: высокий у гимназии №1, Ювановской СОШ, СОШ №3, СОШ №2, Большечурашевской СОШ, Верхнеачакской СОШ Из основных школ – у Чебаковской ООШ.  Наименьший из средних школ у Старотиньгешской СОШ, основных – Кукшумской ООШ.

Об этом свидетельствует доля преподавателей 1 и высшей категории, она составляет  выше 70% в 15 ОУ (83%), 2010 -  68%. Наибольший уровень в гимназии №1, СОШ №3, СОШ №2, из основных – Чебаковской ООШ. В 6 ОУ 100% педагогов имеют квалификационные категории. По району средний показатель 92,1%, 2010г - 84,3%. Самый низкий в Кукшумской ООШ – 60%.

В настоящее время информационные технологии превратились из цели в средство обеспечения качественного образования. На сегодня  в  районе  1 компьютер приходится на 6,19 ученика (ЧР - 9,4 учащихся), 2009г – на 8,1. В 15 ОУ  (около 79 % от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень – 1 компьютер на 5-6 школьников.

Наиболее высокий уровень информатизации в гимназии №1, СОШ №3, Верхнеачакской СОШ; из основных школ – у Николаевской ООШ. Наиболее низкий –  СОШ№2 и Засурской ООШ.

Доля классов, имеющих электронные дневники от общего числа классов в ОУ возросла с 0,134 до 0,233. Наиболее активны гимназия №1, СОШ №3, Верхнеачакская СОШ, Николаевская ООШ.

30,6% учителей свои сайты (2010г -  22,7%, 2009г -21,7%.  Остается проблема активизации созданных учителями сайтов в разрезе всех школ района.

Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляется общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Изменяется и система уровней образования. Первым из них будет дошкольное образование.

Одно из основных направлений деятельности отдела образования и социальной политики – увеличение охвата детей дошкольным образованием. В целом дошкольным образованием  охвачено 1105 детей, что составляет 66,6 % (в 2009 -2010 уч. г.- 65%).

Динамика обеспечения охвата дошкольным образованием.

Календарный год

Процент охвата

2007-2008 уч. г.

57,5 %

2008 -2009 уч. г.

61,5 %

 2009 -2010 уч. г.

65 %

2010 -2011 уч. г.

66,6 %

 

Наибольший индекс развития дошкольного образования у МДОУ «Детский сад «Золотой ключик» (0,603), МДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» г.Ядрин (0,601), МДОУ «Детский сад  «Аленушка» (0,529). Из сельских МДОУ – у детского сада «Детский сад  «Радуга» п.Совхозный (0,509), МДОУ «Детский сад «Солнышко» (0,473).

Индекс результатов наибольший (0,937) набрало МДОУ «Детский сад №1» г.Ядрина. Данное МДОУ лидирует по количеству воспитанников, участвующих в конкурсах республиканского и всероссийского уровня и охваченных дополнительными образовательными услугами.  МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Ядрина, занимающее в рейтинге 2-е место,  -  лидер по индексу условий (0, 439) и индексу эффективности (0,677). Третье место в рейтинге  у МДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрина.  Улучшился индекс условий данного ДОУ за счет призового места в республиканском конкурсе в рамках ПНПО. Вышеперечисленные ДОУ являются самыми результативными дошкольными образовательными учреждениями района.

Из сельских дошкольных образовательных учреждений лучшие результаты у  МДОУ «Детский сад «Радуга» п. Совхозный (4 место в рейтинге, 2009г. – 8 место)  и МДОУ «Детский сад «Солнышко» (5 место в рейтинге). В сравнении с рейтингом -2009г. с 10 позиции на 5-ю поднялся МДОУ «Детский сад «Солнышко» за счет повышения уровня инновационной деятельности.

Увеличилась доля учреждений, обеспечивающих охват воспитанников дополнительными образовательными услугами: 2010г. – 100% МДОУ, 2009г. – 82%.  Все дошкольные образовательные учреждения участвуют в конкурсах различного уровня.

Все ДОУ укомплектованы педработниками, имеющими среднее специальное образование, в то же время педагогические работники 1 и высшей категории  в 6 ДОУ из 11 -54% (2009г. - 45% ДОУ), имеют высшее образование в 9 ДОУ, т.е. 82% (2009г. - 72%).  В связи с недостатком финансовых средств в 2010 году вариативных форм образования в  ДОУ не было.  Имеют статус муниципальной экспериментальной площадки 5 ДОУ (2009г. – 4).

100% наполняемость от проектной мощности в МДОУ «Детский сад  «Солнышко», МДОУ «Детский сад  «Колосок», МДОУ «Детский сад «Родничок», МДОУ «Детский сад  «Радуга» (2009г. – 1 МДОУ).   В 2-х детских садах наполняемость выше нормы (детский сад №1, детский сад «Аленушка» г.Ядрин).  Имеют наполняемость ниже проектной мощности 5 детских садов-  45%, 2009г. – 63%.  Самая малая наполняемость в детском саду «Березка» (31,4%), «Шусам» (40%).

Средний районный показатель количества дней, пропущенных 1 ребенком, составил 1,29 дня (2009г. - 5,8 дня).  У 2 ДОУ (18%) данный показатель больше  районного, что свидетельствует о необходимости расширения применения здоровьесберегающих технологий и методик. 2009г. – 45%.

В районе реализуется муниципальная целевая программа развития единого информационного пространства, созданы все условия для дальнейшего развития единой информационной  образовательной среды  и  информатизации системы образования района. Всего компьютеров по району в ОУ  – 556ед. (однако, можно отметить, что около 30 % компьютерной техники в районе является на сегодняшний день морально устаревшей с достаточно низкими техническими характеристиками и требуют обновления.) В настоящее время на один компьютер приходится 6,3 чел. (ЧР- 9,4 школьника, в среднем по России на 1 компьютер приходится 14,2 чел.). Количество единиц интерактивных досок -12, проекторов -78. По району 84% персональных компьютеров используется в образовательном процессе.  Единая сеть, объединяющая все компьютеры в школе (школьная компьютерная сеть) организована в 12 ОУ , 6 школ района (Советская СОШ, Старотиньгешская СОШ, Большесундырская ООШ, Кукшумская ООШ, Персирланская ООШ, Чебаковская ООШ) не имеют общешкольной локальной сети. Наибольшее количество компьютеров, подключенных к ЛВС, имеют: Гимназия №1, СОШ№3, М-Карачкинская ООШ, В-Ачакская и Б-Чурашевская СОШ. Так, участвуя в республиканском конкурсе «Сетевая коммуникация общеобразовательных учреждений», среди городских школ МОУ «Гимназия №1» г.Ядрин заняла третье место.  В ОУ района применяются программные продукты «Школьный менеджмент», «1С:Хронограф Школа 2.5проф». Доля ОУ, установивших программные комплексы «Школьный менеджмент»», составляет 100%.

Количество педагогов, владеющих ИКТ, составило 99%; из них умеющих пользоваться интерактивной доской- 30%. Возросло количество педагогов, имеющих домашний компьютер- 92 %(2010г. – 58,9%), из них пользуются сетью Интернет -78%. Число учеников, имеющих компьютеры дома -58%, из них имеют выход в Интернет -36%.    775 учеников района используют электронные дневники.

В законопроекте сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки. Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников, которые отсутствуют в действующем Законе. Закрепляются полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных мер социальной поддержки лиц, отнесенных к молодым специалистам. Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации.

Доля учителей, имеющих квалификационные категории: 2007/08 – 83%, 2008/09 – 85%, 2009/10-91%; 2010/11-94,14%     

Доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию: 2007/08 – 14%, 2008/09 –18%; 2009/10-22,2%;2010/11-22,5%%

Педагогические работники района успешно проходят аттестацию по новой форме. В районе 94,14% (прошлогодний показатель-91%) учителей имеют квалификационные категории, из них высшую категорию имеют 22,5 % (22,2 %) педагогов,  I категорию – 59,57% (прошлогодний показатель-57,8%) учителей, II категорию- 12,35% ( 11,7 %). На 3 % увеличилось  количество учителей, имеющих квалификационную категорию, на 0,3 % возросло количество учителей с  высшей категорией. В 6 ОУ  все учителя имеют квалификационные категории (100%). Высокие показатели по категорийности учителей в следующих образовательных учреждениях  (100%): СОШ № 2 г. Ядрина, Б-Чурашевская СОШ, Верхнеачакская СОШ, Хочашевская ООШ, Старотиньгешская СОШ, Персирланская ООШ. Самый высокий % учителей с высшей категорией:  Гимназия № 1 г. Ядрин- 80%, с первой категорией в Ювановской СОШ -86%. Наиболее низкий % учителей, имеющих квалификационные категории, в Кукшумской ООШ- 60 % (прошлогодний показатель-54,5%). Качественные показатели прохождения аттестации: 1 этап – профессиональная компетентность: средний балл по району 77,4 балла (максимальный 100),  2 этап – информационная компетентность: средний балл по району 45 баллов (максимальный 50), 2009-2010г. – 43 балла. 3 этап – профессиональная деятельность: информационная компетентность: средний балл по району 51,7 баллов (максимальный 75), 2009-2010г. – 51,3 балла. По результатам аттестации 5 педагогов не получили заявленные квалификационные категории, т.к. не набрали необходимое количество баллов согласно утвержденной шкале аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики (Селоядринская СОШ – 2 чел., Засурская  ООШ – 1 чел, заведующие  МДОУ – 2чел.). В целом по району не имеют квалификационных категорий 18 учителей из 324.

  Доля учителей, имеющие квалификационные категории  в динамике за  три года

Учебный год

Всего

в % с

Высшая

( в %)

I кат.

( в %)

II кат

( в %)

2008/09

85

17,8

50,4

16,8

2009/10

91

22,2

57,8

11,7

2010/11

94,14

22,5

59,57

12,35

 

«Завуч года-2011»-Сидорова М.В., зам.директора по УВР Николаевской ООШ;  «Лучшая Ассоциация учителей-предметников года»- Ассоциация учителей информатики» (рук. Ефимова О.В., учитель СОШ № 2 г. Ядрин)

В конкурсе «Учитель года-2011» победителем  районного этапа стала Ефимова Ольга Венедиктовна, учитель информатики МОУ «СОШ № 2»г. Ядрин.

Лучшими педагогами признаны:

в номинации «Опыт и профессионализм» за лучший урок Иванова Н.Н., учитель начальных классов СОШ № 3 г. Ядрина;

в номинации «Инновации в методике» за лучший методический семинар  Максимова О.И., учитель Селоядринской СОШ;

в номинации «Мастерство и вдохновение»   за лучший классный час Иванова Е.В., учитель русского языка Верхнеачакской СОШ

«Лучший IT-учитель» - Прохоров В.Н, учитель Верхнеачакской СОШ; «Самый результативный учитель по подготовке к предметным олимпиадам» - Сергеев С.Д., учитель Гимназии № 1 г. Ядрин.

Садикова Л.В., учитель биологии  Ювановской СОШ- победитель Всероссийского конкурса школьных учителей фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых».

В ткущем году под контролем отдела образования была работа по организации отдыха и оздоровления детей. Своеобразие задачи заключалось в том, что финансирование велось только из районного бюджета.

Из муниципального бюджета были выделены на организацию пришкольных лагерей финансовые средства в сумме 684200 рублей. Все они освоены полностью  На базе всех 18 школ в 1 смену работали 19 пришкольных оздоровительных  лагерей с охватом 543 ребенка. Продолжительность смены -  21 день,  2-х разовое питание из расчета 60 руб. в день на одного ребенка. Всего в летний период на базе школ организованным отдыхом охвачено 2800 детей. Кроме пришкольных лагерей  работали 13 лагерей труда и отдыха с охватом 780 детей и подростковые трудовые бригады (19) с охватом 426 детей. Получили развитие и иные формы работы (малозатратные).  19 лагерей по различным направлениям: эколого-краеведческое - 1, экологическое - 4, краеведческое – 4, по учебным предметам – 6, компьютерное – 1.  В следующем году такие лагеря должны быть только с питанием.

Одним из важных направлений деятельности органа управления образованием является реализация разработанного в районе Комплекса мер по модернизации системы общего  образования в Ядринском районе, утвержденного Постановлением Ядринской районной администрации.

Социальные статус учителя во многом определяется его зарплатой. Она должна быть конкурентоспособной в районе, не отставать от средней по экономике района и даже опережать ее. Первым направлением его реализации является     повышение заработной платы учителей в течение 2011 года более чем на 30% по сравнению с 1 кварталом, благодаря чему средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в сентябре достигнет, а в 4 квартале 2011 года превысит среднюю заработную плату в целом по экономике в Ядринском районе. В 1 квартале 2011 года среднемесячная заработная плата в целом по экономике в Ядринском районе составила 10305 рублей, учителей – 9823 рубля). В течение 2011 года заработная плата повышается в 3 этапа – на 6,5% с июня, на 16,5% с сентября и на 6,5 %- с октября. В результате среднемесячная заработная плата учителей в 4 квартале ориентировочно составит более 13900 рублей.

В проекте нового Закона «Об образовании» реализуется принцип «Деньги следуют за учеником». Это даст возможность направить норматив подушевого финансирования в то образовательное учреждение, которое выбрали родители. Если родители выберут негосударственное образовательное учреждение, то деньги могут быть направлены туда. Конечно финансировать содержание частной собственности государство не может. Но субсидировать оказание образовательных услуг вполне возможно.

 Условия обучения учащихся разные: одни школы и детские сады имеют хорошую материальную базу, другие нуждаются в ее улучшении. Поэтому очень важно, чтобы в Законопроекте была предусмотрена адресная программа поддержки развития таких учреждений. Эти три механизма – нормативно-подушевое финансирование, равный доступ к бюджетным ресурсам на образование государственного и негосударственного сектора и адресная поддержка программ развития образовательных учреждений способствуют справедливому распределению средств, мотивируют образовательные учреждения на повышение качества образования.

Бюджет района в области образования составляет на 01.08. 2011 года 179,6947 млн рублей ( в прошлом году кассовый расход составил 165,374 млн. руб), в т.ч. школы – 1234,5 млн, ДОУ – 29,6 млн. руб, доп. образование 6,9 млн. руб.  

Фонд оплаты труда составляет:

По школам     92,473 млн. руб ( базовая – 59,962 млн. руб, стим – 8,944 млн. руб)

По ДОУ – 21,649 млн. руб ( базовая 20,034 млн. руб, стимул – 1,614 млн. руб)

Дополнительное образование – 2,324 млн руб.

На содержание ФСК направлено 10,426 млн руб, из них ФОТ составляет 5,977 млн. руб.

Средняя заработная плата в сфере образования составляет 9785 руб. средняя зарплата учителей – 10188 руб, прочего персонала – 9814 руб, воспитателей 7105 руб, прочего педагогического персонала – 7664 рубля.

 

Согласно новому проекту Закона «Об образовании в РФ» изменится и система профессионального образования. Начального профессионального образования не будет, оно войдет в состав среднего профессионального образования.

В г. Ядрине  функционирует профессиональное училище № 25, где ведётся подготовка по профессиям: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, автомеханик, мастер отделочных и общестроительных работ, повар, кондитер. В 2011 году лицей  выпустил 136учащихся (в 2010г.-  155 учащихся). Все выпускники трудоустроены. Для учащихся в учреждении организовано бесплатное горячее трехразовое питание и проживание  в общежитии. За прошедший учебный год на  ремонт и укрепление материально-технической базы лицея израсходовано  более 700 тыс. рублей.

В новом учебном году здесь будет открыт техникум, где учащиеся смогут получить многоуровневое образование: рабочую специальность, специальность мастера со средним специальным образованием, а затем без экзаменов поступить в вуз и получить бесплатное высшее образование. Эта система образования в настоящее время очень востребована, в нашем районе много желающих получить такое образование.

Подводя итоги  дискуссий, проведенных на 6 дискуссионных площадках, хочется выразить общее мнение: новый закон об образовании крайне необходим. С ним связаны надежды на серьёзные изменения в сфере образования: на исправление той ситуации, которая сложилась сейчас, на построение образования, позволяющего с уверенностью смотреть в будущее.